МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 августа 2024 г. № СД-4-7/9113
Федеральная налоговая служба, рассмотрев Ваш запрос № 352 от 18.06.2024 о
предоставлении информации о критериях, руководствуясь которыми налоговые
органы трактуют предпринимательскую деятельность как «дробление бизнеса»,
сообщает следующее.
Занижение налогоплательщиками суммы налогов к уплате посредством
«дробления бизнеса» представляет собой один из способов неправомерной
неуплаты налогов, противоправность которого следует из пункта 1 статьи 54.1
Налогового кодекса Российской Федерации.
Использование схем «дробления бизнеса» порождает занижение налогов по
общей системе налогообложения (налога на прибыль организаций, налога на
добавленную стоимость, страховых взносов), которое достигается в результате
искусственного распределения налогоплательщиком получаемых доходов,
основных средств, персонала между зависимыми обществами и индивидуальными
предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы. При этом
фактически деятельность такого налогоплательщика, в силу значительности своего
объема, не отвечает (перестала отвечать) ограничениям, установленным Налоговым
кодексом Российской Федерации для применения специального налогового
режима, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства.
При доказывании «дробления бизнеса», как и в иных случаях превышения
пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы
налога, требуются исследование и оценка всех фактических обстоятельств и
индивидуальных особенностей ведения хозяйственной деятельности конкретным
налогоплательщиком, особенностей корпоративной структуры (истории создания
взаимозависимых лиц, причин их реорганизации и др.), практики принятия
управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, фактов
использования общих трудовых и производственных ресурсов, особенностей
гражданско-правовых отношений внутри группы. Выработка универсального
стандарта доказывания (закрытого перечня формальных признаков «дробления
бизнеса)» в таких условиях невозможна. Более того, любое определение
формальных параметров допустимого или недопустимого структурирования
бизнеса создает новые возможности для обхода закона недобросовестными
налогоплательщиками.
При проведении налоговых проверок и выявлении такого способа уклонения
от уплаты налогов, как «дробление бизнеса», налоговые органы руководствуются:
- общими подходами к доказыванию наличия признаков «дробления бизнеса» в
действиях налогоплательщиков, основанными на анализе судебной практики,
изложенными в обзорах судебной практики (письма ФНС России от 16.07.2024 №
БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@), в разъяснениях о применении
положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (письмо ФНС
России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@);
- актуальными правовыми позициями Верховного Суда Российской
Федерации, отраженными в пунктах 11 — 14 Обзора практики применения
арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных
с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утвержденного Президиумом
Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, пункте 4 Обзора практики
рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового
кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской
Федерации 04.07.2018;
- складывающейся на основе данных подходов судебной практикой
разрешения налоговых споров арбитражными судами.
К доказательствам, свидетельствующим о том, что от имени нескольких
формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая
деятельность, координируемая одними и теми же лицами, могут относиться, в
частности, общность учредителей и (или) руководителей организаций, общность
работников, единство кадровой политики, ведение бухгалтерского учета одним и
тем же лицом, совпадение IP-адресов, общность доступа к распоряжению и
управлению движением денежных средств, совпадение адреса местонахождения,
общность средств связи и идентификации (телефоны, электронная почта, вывески,
сайт), общность контрагентов, представителей, материально-технических ресурсов,
несение расходов участниками схемы друг за друга, признаки формального
документооборота и т.п.
Следует отметить, что упомянутые признаки «дробления бизнеса» не являются
исчерпывающими, поскольку основания вменения схемы «дробления бизнеса»
устанавливаются применительно к фактическим обстоятельствам деятельности
группы формально самостоятельных лиц в каждом конкретном случае. При этом
налогоплательщик вправе опровергнуть выводы налогового органа, представив
доказательства ведения участниками группы самостоятельной деятельности в
организационном, финансовом и других ее аспектах и наличия разумных
экономических причин выбора соответствующей структуры бизнеса.
Дополнительно следует отметить, что понятие «дробления бизнеса»,
предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 12.07.2024 №
176-ФЗ, с учетом направленности данной статьи на освобождение
налогоплательщиков, допустивших в своей деятельности налоговые
правонарушения, связанные с «дроблением бизнеса», от уплаты налога, пеней,
штрафов, с учетом особенностей, установленных законом, не имеет цели
установления правил, касающихся стандарта доказывания в налоговых спорах, в
том числе посредством введения новых правовых институтов, равно как и
инициирования налоговых проверок с применением новых подходов к
доказыванию признаков «дробления бизнеса».
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН