1. ОБЩЕЕ
1.1. Расширены возможности досудебного обжалования действий контрольных органов* В частности, становится возможно обжаловать в досудебном порядке (через Единый портал госуслуг) предписания, которые были выданы после профилактических мероприятий. При обжаловании предписания, в том числе выданного в ходе профилактического визита, отказаться от которого нельзя, можно указать учетный номер такого визита или номер предписания. Благодаря сервису на госуслугах можно отслеживать рассмотрения обращений в режиме онлайн. Кроме того, продлено ограничение на проверки и прочие контрольные мероприятия на территории новых субъектов РФ еще на два года – до 2026 года (ранее ограничения действовали до 2024 года). Документ принят с целью снижения нагрузки на бизнес.
1.2. Предлагается ввести новый способ защиты гражданских прав* Авторы проекта предлагают ввести новый способ защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) – установление запрета на совершение действий, нарушающих определенные права (или создающих угрозу такого нарушения). В случае принятия законопроекта граждане смогут в судебном порядке добиваться, чтобы на навязчивого преследователя накладывался запрет приближаться или другими способами контактировать с ними. Цель инициативы – создать правовые механизмы защиты граждан, которые подвергаются навязчивому преследованию, от возможного насилия или повторных преступных действий.
1.3. С 1 сентября 2024 года будет продлен бесплатный доступ к социально-значимым ресурсам* Сейчас в перечне соцсеть «Вконтакте» и госуслуги. *1.4. Роструд сообщил о внедрении сервиса для оплаты и отслеживания штрафов* Сервис стал доступным в личном кабинете на портале «Онлайнинспекция.рф» для работодателей-юрлиц.
2. ОТРАСЛИ
2.1. Минэкономразвития России планирует легализовать деятельность гостевых домов* Цель инициативы – повысить качество услуг. Планируется законодательно закрепить понятие гостевого дома, установить требования по классификации гостевых домов. Если инициатива будет одобрена, данные о гостевых домах будут вноситься в реестр классифицированных средств размещения. Контроль за гостевыми домами ляжет на региональные власти.
2.2. Предлагается ввести ресторанный сбор для дополнительной поддержки участников спецоперации и членов их семей* Его размер составит 1% от суммы счета за услуги питания, оказанные совершеннолетним гражданам ресторанами, барами и ночными клубами.
2.3. Из перечня организаций, освобожденных от уплаты налога на сверхприбыль, предлагается исключить угледобывающие компании* Также предлагается исключить те организации, которые осуществляют добычу углеводородного сырья, совершают операции по переработке нефтяного сырья, которые в 2022 году были участниками консолидированной группы налогоплательщиков, и те, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа.
3. НАЛОГИ, ПЛАТЕЖИ
3.1. Российские производители медизделий смогут вернуть НДС с приобретенных материалов и комплектующих* Также внесенный в Госдуму законопроект предлагает отменить льготное налогообложение при ввозе иностранных медицинских изделий.
3.2. Уведомление об исчисленных суммах налога ИП могут подписать неквалифицированной электронной подписью* Аналогичную подпись можно использовать и при подаче заявления о распоряжении путем зачета.
3.3. Приостановлена публикация наборов открытых данных о подсанкционных компаниях* В соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ предусматривается размещение ряда сведений об организации, не признаваемых налоговой тайной, в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, если эти сведения не относятся к гостайне.
3.4. Предлагается ввести прогрессивную шкалу по НДФЛ* Так, законопроектом предлагается установить следующие ставки НДФЛ: • 0% – если налоговая база за налоговый период составляет менее 360 тыс. руб. или равна этой сумме; • 13% суммы налоговой базы, превышающей 360 тыс. руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 360 тыс. руб. и менее либо равна 5 млн руб.; • 603,2 тыс. руб. и 15% суммы налоговой базы, превышающей 5 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 5 млн руб. и менее либо равна 10 млн руб.; • 1 353,2 тыс. руб. и 25% суммы налоговой базы, превышающей 10 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 10 млн руб. и менее либо равна 50 млн руб.; • 11353,2 тыс. руб. и 30% суммы налоговой базы, превышающей 50 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 50 млн руб. и менее либо равна 100 млн руб.; • 26 353,2 тыс. руб. и 35% суммы налоговой базы, превышающей 100 млн руб., – если налоговая база за налоговый период составляет более 100 млн руб. *3.5. Предлагается поднять максимальный размер социального налогового вычета* Внесенный в Госдуму законопроект предлагает установить максимальный порог социального налогового вычета в размере 360 тыс. руб.
3.6. Предельную величину базы для начисления страховых взносов предлагается убрать* Цель законопроекта – компенсация дефицита бюджетов внебюджетных фондов.
3.7. Подготовлен проект поправок в налоговое законодательство в рамках формирования бюджета на 2024 год* Так, законопроектом № 448566-8 предусматриваются изменения в части НДС, касающиеся порядка исчисления налога по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, заключенным с физлицами, не являющимися плательщиками НДС, при реализации им товаров хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС. В данном случае предлагается возложить обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС на организации – посредники. В части акцизов законопроектом предусматривается увеличение с 1 мая 2024 года размера ставок на отдельные виды алкогольной продукции, такие как виноградное и плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, вино наливом (виноматериалы), кроме крепленого вина наливом (виноматериалов), вина (за исключением крепленых (ликерных) вин), плодовую алкогольную продукцию, игристые вина, винные и виноградосодержащие напитки и другие, а также дальнейшую их индексацию на 2025 – 2026 годы. Помимо этого, планируется установить сопоставимые ставки акциза на винные (виноградосодержащие) напитки и на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 18% включительно. Также увеличение ставок планируется и по НДПИ при добыче газа горючего природного на период с 1 августа 2024 года до 31 декабря 2026 года включительно в целях изъятия в пользу федерального бюджета дополнительных доходов, возникающих у налогоплательщиков в результате опережающей индексации оптовых цен на газ. Кроме того, предлагается зачислять в полном объеме в федеральный бюджет суммы налога на прибыль, исчисленные с прибыли, полученной от реализации налогоплательщиками акций (долей участия в уставном капитале) дочерних организаций, осуществляющих экспорт природного газа в сжиженном состоянии. Часть поправок касается особенностей налогообложения доходов, выплачиваемых иностранным компаниям, расположенными в иностранных государствах, в отношении которых ранее применялось освобождение от налогообложения у источника или пониженная ставка налога у источника. В связи с приостановлением действия отдельных положений международных договоров (подп. 2 п. 3 Указа Президента РФ от 8 августа 2023 г. № 585), предлагается установить освобождение от налогообложения налогом на прибыль или пониженные ставки налога на прибыль